Устье Чёрги - Лижма – Кедрозеро – Илемсельга
– Мянсельга – приток р.Чапы
Всего 39,80 км
Солнечно, тепло. Сразу за выходом с места ночевки -
тягун. На его вершине - отворотка направо, на Новый Посёлок. Это - главный
грейдер туда, и хорошего качества. Наш путь тоже очень хорошего качества:
плотный песок с гранитной крошкой и примесью мелкого гравия. Луж мало.
Дорога выходит на берег Большой
Лижемской губы (далее - просто Лижемской губы, Малую укажем отдельно). Здесь она
уже шириной не менее 3 км. А по длине - уходит за горизонт, сливаясь с
Большим Онего. Смешанный лес, преобладает ель. Отворотка направо, на станцию
Лижма. Там есть магазин или что-то подобное, но работает нестабильно. 10 минут спустя, слева - подход к воде. Здесь удобно начинать водные походы по Онежскому озеру и собирать плавсредства. Напротив - остров Соня, |
|||||||
идеальное место для первой водной стоянки (материковый берег тут
несколько грязноват, да и соседство грейдера не очень радовало бы.). Но мы
сейчас - на велосипедах! Едем дальше. Слева - красивое
озеро. А несколько дальше - деревня Лижма. Жилая. Есть магазин. Находится в
устье одноименной реки, которая впадает в небольшой залив - Малая Лижемская
губа. Лижма - речка бурная, фактически одна сплошная шивера от самого
Лижмозера. Рыбаки с лодок ловят рыбу. Хороший мост. За мостом - крутой и
высокий грунтовый тягун. Здесь - только пешком, хотя Влад и Маша заезжают
своим ходом. Останавливаюсь наверху, чтобы
сфоткать героев. Велосипед норовит скатиться обратно в Лижму. К сожалению,
успеваю зафиксировать только Машу. Пока убираю фотоаппарат обратно,
вспоминаю, как 2 года назад на вершине этого тягуна стоял грузовик, в
раздумье: ехать или нет? Специально подождали посмотреть. Не дождались! И тут, пока я предавался
воспоминаниям, появился местный велосипедист. На дорожном велосипеде типа
"Украина", в брезентухе, кепочке и резиновых сапогах. Одна рука у
него была на руле, а другой он придерживал на плече огромный, почти
трехметровый швеллер. Совершенно не притормаживая, пилот метеором скатился по
страшному тягуну и пулей пролетел мост через Лижму. Следом за ним бежала
карельская лайка.
Если честно, я просто залюбовался
работой пилота! Теперь я начинаю понимать, почему в бронетанковых войсках так
ценятся призывники из Карелии. Немного о местных водителях. По
сравнению с ними любые джигиты просто отдыхают! Ну представьте себе: мужики всю
долгую северную зиму гоняют по безумным, обледенелым карельским зимникам на
тяжелогруженых лесовозах, по почти горному рельефу, в условиях глухой
тайги....! А летом они откровенно оттягиваются: чистенький, удобный летний
грейдер для них, все равно, что курорт! Так что, поаккуратнее с ними. Как все
северяне, они люди вежливые и воспитанные, а в быту - даже тихие какие-то,
но, на трассе, у них в крови, видимо, чистый адреналин! А велосипедист в тех
краях - гость редкий и неожиданный. Грейдер уже состоит из мелкой,
укатанной черной крошки. Два года назад он выглядел лучше, чем асфальт, но
сейчас несколько побит. Направо - поворот на станцию
Кедрозеро. Там - хороший магазин. Нам - прямо. Долгий, пологий подъем. Слева,
глубоко внизу - деревня Илемсельга на озере Илемозеро. Справа, чуть наверху -
одноименная станция и ЖД-переезд через Мурманскую линию.
Хороший, укатанный грейдер. Смешанный
лес: ель-сосна-береза-осина. Проезжаем небольшой ручей. И чуть дальше, слева
от дороги находим площадку для обеда. Солнечно, тепло. Характер дороги сохраняется.
Проезжаем реку Чебинка, сразу после нее, справа - хороший заход на стоянку.
Это - на будущее. Мянсельга. Маленькая жилая деревня,
деревянная часовня Казанской Божьей Матери (вход в нее закрыт). Спуск.
Немного дальше - станция Мянсельга. ЖД-переезд. Ищем место под лагерь. Отворотка
влево на Чапозеро. Там - дачи, знаем заранее. Едем дальше. Речка, приток
Чапы. Сразу за мостом - старый ельник слева. Но чуть глубже - лесоповальная
пустошь, слегка поросшая молодой сосной. Идем туда прямо через лес (тропинок
нет, но лес хорошо проходимый). На окраине пустоши ставим лагерь. Вокруг
много дров. Единственный минус: место немного просматривается с дороги,
поэтому большой костер не разводим. Ясно, тепло. |